Консультация логопеда

«Общение взрослого и ребенка»
«Разговор с ребенком - это безделье, пустая трата времени», - думают многие родители, но с таким мнением нельзя согласиться. Разговор с ребенком – это сбережение и укрепление контакта, эмоциональная потребность обеих сторон, жизненная необходимость. Родителям кажется, что они говорят с ребенком много. Однако именно общение с родителями малышу часто и недостает. С детьми нужно говорить, при этом обязательно выслушивать их ответы: ведь ребенок нуждается в собеседнике! При общении надо учитывать, что официальный тон недопустим.
 В повседневном общении со взрослым ребенок учится познавать мир, приобретать жизненный опыт, усваивать нормы поведения. В разговоре с ним родители дарят ему уверенность не в завтрашнем, а в сегодняшнем дне, уверенность в том, что есть судьба и семья, есть биологическая сила слова, есть поддержка.
 В настоящее время проблема общения и взаимодействия родителей и ребенка – одна из ведущих и очень важных в современном обществе. Как отмечают специалисты, в семьях наблюдается дефицит общения между детьми и взрослыми. Дети в современном обществе не умеют общаться.
 Почему происходит такое явление? Ученые доказали, что безличное общение взрослого с ребенком негативно влияет на  его интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие. Следовательно, общение с детьми не должно быть безлично, равнодушно, стереотипно со стороны взрослых.
 В настоящее время родители, как правило, поставлены в достаточно жесткие условия: работают с утра до вечера, придя домой, «уходят» в свои компьютеры, ноутбуки, телевизоры, предпочитая их внутрисемейному общению. И нисколько об этом не жалеют, думая, что у их ребенка есть все. Однако близкие люди,  находясь рядом друг с другом, практически не разговаривают, что не может не отразиться на речевом и общем развитии ребенка. Живое общение не может заменить никакое, даже совершенное техническое устройство. Не надо молчать, а нужно больше говорить!
 Речевое общение взрослого и ребенка в процессе жизнедеятельности позволяет дошкольнику овладевать фразовой речью, а также различными формами речевой коммуникации. Дети получают больше шансов для развития полноценного общения, если родители сами творят, вовлекая в процесс всю семью, читают  слух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором. Живые впечатления, подкрепленные выразительными замечаниями, художественные образы литературных произведений – вот источники развития речи детей.
 Уважаемые родители, говорите с ребенком, вместе рассматривайте иллюстрации в книгах и беседуйте о том, что на них нарисовано, путешествуйте по сказкам, сочиняйте рассказы, озвучивайте героев произведений, мастерите с детьми игрушки. Проводите как можно больше времени с ребенком, внимательно слушая его и отвечая на его вопросы. Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов должны стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Не забывайте хвалить ребенка, это залог его будущего успеха. Помните, что для ребенка очень важно общение именно с вами! 
 
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ.
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы скорее заметите, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Игры для развития слухового внимания
«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть явными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).
«Угадай, что делать». Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.
«Где позвонили?» Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление. После правильного он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.
«Угадай, кто сказал». Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.
Игры для развития фонематического слуха
«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, название которых звучит сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное значение. Примеры: лук - луг, роса - роза, плод - плод, дрова - трова.
«Кто внимательный». Взрослый называет рад гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символ, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.
«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ- дети кричат в лесу. Или ИА - так кричит ослик. Или УА- так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! И т.п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.
«Кто первый?». Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у -удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
Что делать по дороге в гости? Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаем вам поиграть с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, метро.

Лексические и логические упражнения
Беседа
-   Куда мы идем? (К остановке автобуса.)
-   Автобус - это такой вид транспорта? (Наземный пассажирский.)
-   Что еще можно отнести к наземному транспорту? {Машину, троллейбус, трамвай.)
-     А метро - это какой вид транспорта? (Подземный.)
-     Как называется транспорт, который перевозит грузы? {Грузовой.)
-     Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т.д.
-   Чем отличается автобус от троллейбуса?
-   Может ли трамвай объехать машину, если она выехала на рельсы?
-   Мы идем в гости, а что такое «гости»?
-   Кто ты бабушке?  (Я бабушке внук.)
-   А кто я бабушке?  (Ты бабушке дочь.)
-   Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка - бабушке муж.) и т.д.

Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.

Вариантов игры множество:
•        Назвать предмет и сказать. На какой звук начинается слово.
-   А я вижу машину. Первый звук - [м] ... и т.д.
•        Назвать все определенного цвета (формы).
Кстати, это хорошее упражнение, чтобы успокоить возбужденного расшалившегося ребенка.
Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один - слово, другой - определение к нему и т.д.

Упражнение на развитие воображения и фразовой речи
-   Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).
-   Кто еще к ней придет?
-   Кто где сядет за столом?
-   Что же приготовит нам бабушка?
-   Сколько тарелок будет стоять на столе?
-   Какая посуда есть у бабушки?
-   Что тебе у неё дома нравится?
Лексические игры
-   Давай проиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка - чашечка, пирог - пирожок, чайник - чайничек...
-   Закончи предложение:
На столе стояли большие, красивые... . Стол был накрыт белоснежной... . Около стола стояли высокие... . Диван был накрыт... .

Упражнения на развитие памяти и речи
-   Назови людей, которые сидели за столом.
-   Опиши одежду тети.
-   Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.
Упражнения на воображение
-   Что бы ты изменил в празднике?
-   Как бы ты украсил комнату, стол?
-   Как бы ты закончил праздник?